Оценка предприятий (бизнеса)

Бизнес – любая предпринимательская деятельность, направленная на получение чистой прибыли от производства различной продукции или предоставления определенных услуг. Он бывает малым, средним и крупным, обладает своей особенной структурой, что оказывает значительное влияние на его рыночную стоимость.

Оценка стоимости бизнеса – это процедура определения рыночной стоимости предприятия (с учетом материальных, нематериальных активов, финансового состояния, ожидаемой прибыли), которую проводят официальные органы или эксперты. Объектом оценки может стать любая собственность в совокупности с пакетом прав на нее. Значение термина «оценка бизнеса» немного другое. Оно подразумевает определение в денежном соотношении стоимости предприятия, которое включает в себя (кроме активов) его полезность и затраты, совершенные для ее получения.

Главная цель оценки заключается в установлении для клиента величины рыночной стоимости оцениваемых активов. Заказчик инициирует проведение оценки бизнеса, как правило, в случае продажи или покупки компании, долевого интереса, кредитования, финансирования проектов, повышения эффективности управления предприятием и т.д. Часто возникают ситуации, когда объединяются несколько причин.

Оценку бизнеса проводят в следующих целях:

  • повышения эффективности управления предприятием, фирмой, компанией;
  • купли-продажи бизнеса, акций компании, облигаций фирмы на фондовом рынке;
  • выбор обоснованного и целесообразного инвестиционного решения;
  • реструктуризации предприятия. Слияние предприятия, ликвидация, поглощение либо выделение самостоятельных компаний из состава более крупной компании предполагают проведение оценки его рыночной стоимости, так как необходимо определить рыночную стоимость покупки или выкупа акций, стоимость конверсии или величину премии акционерам поглощаемой фирмы;
  • купли-продажи бизнеса (предприятия) по частям или целиком;
  • установления доли каждого из совладельцев в случае заключения или расторжения договора;
  • разработки плана развития компании. В процессе стратегического планирования необходимо оценить будущие доходы от бизнеса, степень устойчивости фирмы и ценность ее имиджа;
  • определения степени кредитоспособности компании и стоимости объекта залога при кредитовании. В этом случае независимая оценка стоимости требуется ввиду того, что величина рыночной стоимости активов по бухгалтерской отчетности может отличаться от их рыночной стоимости;
  • страхования, в процессе которого зачастую возникает необходимость оценки рыночной стоимости активов;
  • налогообложения. При определении стоимости налогооблагаемой базы важно провести точную оценку дохода бизнеса предприятия, его имущества;
  • принятия обоснованных управленческих решений, касающихся бизнеса. Инфляция снижает точность финансовой отчетности компании, поэтому регулярная переоценка бизнеса независимыми оценщиками позволяет повысить достоверность финансовой отчетности, представляющей собой базу для принятия финансовых решений;
  • реализация инвестиционного проекта развития бизнеса. Для его обоснования необходимо определить исходную стоимость предприятия, его собственного капитала и активов.

Подходы к оценке стоимости предприятия

В зависимости от факторов стоимости, методы оценки бизнеса делятся на методы доходного, сравнительного и затратного подхода.

Каждый подход позволяет учесть определенные факторы стоимости. Так, при оценке с помощью доходного подхода, доход является основным фактором, определяющим величину рыночной стоимости объекта.

Чем больше размер дохода, приносимого бизнесом, тем выше его рыночная стоимость при остальных равных условиях. При этом имеет большое значение срок периода получения предполагаемого дохода, вид и степень рисков, характерных для данного процесса.

Оценщик, исследующий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти денежные потоки в сумму текущей стоимости.

Доходный подход к оценке бизнеса это определение стоимости будущих доходов компании на текущий момент, которые, как ожидается, принесут использование и предполагаемая дальнейшая реализация оцениваемого объекта собственности. В данном случае оценщиком применяется принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход лучше подходит для оценки бизнеса, необходимо рассмотреть возможность использования также сравнительного и затратного подходов к оценке. В некоторых случаях сравнительный или затратный подходы могут быть более точными и эффективными. Зачастую все три подхода могут быть использованы оценщиком для проверки результатов оценки стоимости предприятия, полученной в рамках других подходов.

Сравнительный подход полезен тогда, когда присутствует активный рынок сопоставимых объектов имущества. Точность оценки стоимости зависит от качества собранной информации, так как, используя данный подход, оценщик собирает достоверную информацию о последних заключенных сделках с аналогичными объектами. Эти данные включают: время продажи, физические характеристики, местоположение, условия продажи и финансирования. Точность данного подхода снижается в случае, если рынок не развит, если дату их совершения и дату оценки разделяет значительный период времени; если рынок на дату оценки находится в неустойчивом состоянии, так как частые изменения на рынке ведут к искажению показателей.

Сравнительный подход основывается на использовании принципа замещения. Для сравнения выбираются объекты, конкурирующие с оцениваемым бизнесом. Обычно между ними присутствуют различия, поэтому необходимо внести соответствующие корректировки данных. В основу применения поправок заложен принцип вклада.

Затратный подход к оценке бизнеса более применим для оценки стоимости объектов специального назначения, а также объектов нового строительства, в целях страхования, а также для определения варианта наиболее эффективного использования земли. Собираемая информация как правило включает данные о стоимости земли, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, расходах на оборудование, стоимости материалов, о прибыли и расходах строительных организаций на местном рынке недвижимости и т.п. Характер необходимой информации зависит от особенностей и специфики оцениваемого объекта. Затратный подход к оценке предприятия сложно применять при оценке уникальных объектов, имеющих историческую ценность, эстетическими характеристиками или для оценки устаревших объектов.

Затратный подход к оценке стоимости бизнеса основывается на принципе замещения, принципе наиболее эффективного использования, экономической величины и разделения.

В целом, все три подхода к оценке бизнеса связаны между собой. Каждый из подходов предлагает использование различных видов информации, получаемой на открытом рынке.